Улутшение ефективности торможения.

Повышение эффективности барабанного тормоза.

Как правило барабанные тормоза китайских скутеров, мягко говоря, не страдают излишней эффективностью.

Даже если они только сзади, их плохая работа несколько уменьшает безопасность езды, а уж если они и спереди… Но это вполне можно поправить. Сначала – общие соображения, их иллюстрирует рис. 1.

На нем изображен задний тормоз, вид со стороны снятого заднего колеса. При торможении, т.е. повороте штока в направлении стрелки, сила трения о вращающийся барабан колеса для верхней по рисунку колодки направлена в ту же сторону, что и сила, отжимающая колодку при повороте штока – они складываются, тем самым увеличивая эффективность торможения; а для нижней колодки все обстоит наоборот. Логично было бы основное усилие прикладывать именно к верхней по рисунку (тормозящей) колодке, а нижнюю (подтормаживающую) использовать только как упор для штока, все равно толком тормозить она не будет, но этого нет. Значит, надо сделать, чтобы было.

Итак, приступаем. Если на вашем штоке нет метки, нанесите ее, чтобы потом не путать ориентацию (рис. 2). Зажимаем шток в тисках и мелким напильником увеличиваем имеющуюся фаску, как показано на рис. 3, а затем закругляем края радиусом примерно 3мм в обе стороны (рис.4). Переворачиваем шток и снова снимаем фаску, но побольше (рис. 5). Затем закругляем, но немного не так, как в предыдущем случае. Закругление в сторону длинной грани делаем более плавно, радиусом миллиметров 5-6, а в сторону короткой – как раньше (рис. 6). Все, шток готов, можно ставить, предварительно смазав литолом, только не перепутайте положение метки. Перед установкой колодок смажьте и рабочие поверхности штока.

Все это я придумал не сам – у Явы модели 360 (старушки) шток уже с завода имел правильную форму, он так и назывался – тормозной эксцентрик. Остается еще добавить, что такая доработка уменьшает эффективность торможения при движении задним ходом, но для скутеров это, по-моему, не актуально.

Ну и про сами колодки. Китайцы научились делать их сравнительно неплохо, приличнее, чем у совкоциклов, но до уровня ведущих мировых производителей еще не дотягивают. Поэтому, если позволяют финансы, лучше поставить фирменные колодки. У двигателя 139QMB типоразмер колодок – Т10. У Малосси, например, такой размер имеет номер 62 7839.

После такой доработки тормоза он хоть с трудом, но будет тормозить до юза – с одним водителем, если колодки родные, и даже с пассажиром, если они Малосси или аналогичные. Кстати, сразу после постановки фирменных колодок вам может показаться, что они ничуть не лучше китайских, но это только пока они совсем новые. Чуть притрутся – и торможение станет эффективней раза в два.